Нефтяникам могут прописать биобензин
Комментарии 1
Новый проект «Роснано» и ВЭБа по переработке жмыха и фуража в добавку к топливу претендует на господдержку, сами нефтяники против
Фото: REUTERS/Bruno Domingos
Со следующего года в Омской области стартует производство этил-трет-бутилового эфира (ЭТБЭ). Эта биоприсадка к топливу из отходов переработки зерновых культур на Западе заменяет подобную присадку из нефти. Перспектива получения восьмикратной выгоды от обработки зерна вдохновила на инвестиции ВЭБ и «Роснано», которые в общей сумме вложат в проект более €235 млн. Получил проект одобрение со стороны Минсельхоза и экологов. Эксперты, однако, уверены, что в ближайшие десять лет рано говорить о переходе на экологичное топливо.
Жмых и фураж - в бензин
Разработчик ЭТБЭ - некоммерческое партнерство «Центр инноваций». ООО «Группа компаний «Титан», которое и получит инвестиции от ВЭБа (согласие имеется), планирует выпускать ЭТБЭ уже с начала следующего года, сразу после завершения строительства завода по производству экологического топлива. Об этом «Известиям» рассказал представитель НП «Центр инноваций» Татьяна Митина. Главная идея проекта - в том, что животноводство и обработка зерновых культур будут соседствовать с заводом по производству биотоплива, где жмых и фураж, скармливаемые скоту, а то и вовсе выбрасываемые, будут перерабатываться в экологичную добавку к топливу.
Завод в Омске строит Михаил Сутягинский, президент ЗАО «Группа компаний «Титан». Эта компания известна как производитель «химического» аналога ЭТБЭ, который производится из нефти - метил-трет-бутилового эфира (МТБЭ). Содержание МТБЭ в бензине по ГОСТУ составляет до 15%, это непременный компонент любого бензина. В последнее время мировой спрос на МТБЭ упал - большинство стран мира постепенно отказываются от его использования в связи с его неэкологичностью. В США с 2006 года использование МТБЭ запрещено, а в Европе смещение спроса от МТБЭ к ЭТБЭ связано с налоговыми льготами по биотопливу.
Двигатель разницы не заметит
- Переход на биоприсадку будет настоящим благом для населения, - уверен заместитель завкафедрой переработки нефти, профессор РГУ нефти и газа имени Губкина Юрий Киташев. - При перевозках, погрузках и переливах бензина на МТБЭ часть углеводородов испаряется и попадает в воздух. ЭТБЭ - это хорошая присадка, повышающая октановые числа.
Эксперты говорят, что ЭТБЭ так же безвреден для двигателя, как и его нефтяной аналог.
- Что ЭТБЭ, что МТБЭ на двигатель не будут оказывать отрицательного влияния, если, конечно, добавлены в той дозе, в которой рекомендовано техрегламентом на топливо.
Разницу может почувствовать кошелек
Учитывая статусность акционеров проекта, у НП «Центр инноваций» будут возможности для лоббирования своего биобензина в органах власти. По словам Татьяны Митиной, НП уже ведет переговоры с рядом ведомств о возможном обязательном распространении биобензина на российских автозаправках.
Омское предприятие намерено обрабатывать 750 тыс. т зерна в год, что позволит производить порядка 330 тыс. т ЭТБЭ ежегодно. Это биржевой товар, и цены на него могут существенно колебаться от $900 до $1,6 тыс. за 1 т, рассказали «Известиям» в «Центре инноваций». Нефтяные компании пока неохотно говорят о переходе на ЭТБЭ, неофициально указывая, что им это совсем невыгодно.
- Если мы сами производим МТБЭ у себя на заводах, зачем нам закупать где-то, да еще и с доставкой? Понятно, что себестоимость внутреннего производства меньше. Очевидно, что бензин подорожает, если мы будем закупать добавки у сторонних поставщиков, - рассказал сотрудник одной из нефтяных компаний.
По мнению аналитика «ВТБ Капитал» Александра Киревнина, для того чтобы нефтяники начали использовать такие технологии, правительство должно их, нефтяников, как-то мотивировать - либо предоставить налоговые льготы, либо повысить акцизы на другие виды нефтепродуктов, в производстве которых биоприсадки не применяются. В Европе основным инструментом, применяемым в данном случае, являются налоговые льготы.
Министерства осторожны в оценках
В Минсельхозе говорят, что о полном переходе на ЭТБЭ в масштабах всей страны речи быть не может еще лет десять.
- Да, этот прецедент очень интересный, мы одобряем его по всем статьям, - говорит заместитель директора департамента научно-технической политики Минсельхоза Виталий Волощенко. - Но чтобы подкрепить это господдержкой, нужно вписать это в госпрограмму.
По данным Минэнерго, в России сейчас действующих проектов по поддержке биотоплива не существует. Минсельхоз рекомендовал НП «Центр инноваций» подать заявку на господдержку в Минэкономразвития от биокластера, но из ста заявок различных ведомств финансирование подписали только десять, шесть из которых фармацевтические, остальные атомные.
- Научных разработок уже достаточно, нужно вести речь о внедрении этих научных разработок на их коммерциализацию и получение рубля, - считает Волощенко.
В Минэкономразвития не смогли дать комментарий.
Читайте далее: http://izvestia.ru/news/528393#ixzz1zZPvzfnY
03.07.2012, 1229 просмотров.