• Место проведения
    Отель Лесная Сафмар
    Москва, Россия
  • Дата проведения
    19-20 ноября 2024
Eng | Rus

Австралия. Зерно-2010.

Австралия. Зерно-2010.

(c) 2010 Polpred. All Rights Reserved.
Австралия традиционно является производителем зерна и крупным экспортером этой продукции на мировой рынок. В 2009г. доля Австралии в. мировом экспорте зерна составила 12% от общего объема 123,8 млн.т., что позволяет ей занимать пятое место среди крупнейших мировых экспортеров этой продукции.

В 2009г. экспорт зерна составил 12,3 млн.т. от общего произведенного объема 20,9 млн.т.

Будучи небольшим производителем, но крупным экспортером зерна, Австралия значительно зависима от цен на свою продукцию. Учитывая это, правительство страны во все времена стремилось найти наиболее удачную модель регулирования экспорта зерна. С 1938г., когда в стране был введен контроль за экспортом этой продукции, не прекращаются попытки реорганизации этой отрасли.

В 1989г. была предпринята попытка монополизировать экспорт зерна, принятием федерального закона Wheat Marketing Act 1989 (http://vww.comlaw.gov.au/ComLaw/Management.nsf/lookupindexpagesbyioVIP2004013 [http://vww.comlaw.gov.au/ComLaw/Management.nsf/lookupindexpagesbyioVIP2004013] 48?OpenDocument), на основе которого регулирующие функции государства были отделены от производственной деятельности. Был учрежден единый орган - Wheat Export Authority, своего рода «империя», призванный осуществлять надзорные. функции за деятельностью двух бизнес структур: корпорации Australian Wheat Board International (AWBI), призванной управлять единым национальным зерновым фондом (AWB National Pool) и «Australian Wheat Board Limited» (AWBL). При этом AWBI являлась организаций, на которую возлагались монопольные функции по экспорту и импорту всей зерновой продукции в Австралии, своего рода «одно окно» по торговле зерном. Корпорация AWBL выступала уполномоченным органом AWBI по ведению практической деятельности (покупка, продажа, хранение зерна, финансовые вопросы с поставщиками и потребителями и т.п.). Цель такой организационной структуры - достижение максимальной прибыли от экспорта австралийского зерна через одну монопольную бизнес структуру.

Практика работы этой схемы показала, что она далеко не лишена недостатков и вызывает массу нареканий со стороны австралийских производителей зерна.

С 1 июля 2008г. новое австралийское лейбористское правительство начало осуществлять заявленную им в период предвыборной гонки программу дерегулирования рынка зерна. Существовавшая до этого монопольная система торговли через «одно окно», когда вопросами экспорта зерна занималась одна монопольная структура заменялась новой системой аккредитации экспортеров.

Смена курса правительства страны на дерегулирование рынка зерна была вызвана, как считают эксперты, следующими причинами:

• неудовлетворенностью результатами работы монопольной схемы рынка зерна;

• необходимостью приведения национальной системы регулирования зернового рынка в соответствие с декларируемой в ходе дохийского раунда переговоров ВТО приверженностью свободной торговле;

• уступкой США при заключении между Австралией и США соглашения о свободной торговле (США одним из условий заключения этого соглашения выдвинула требование о ликвидации монопольных структур в зерновом секторе Австралии).

Правовой основой для этого является Федеральный закон Wheat Export Marketing Act 2008 (http://www.comlaw.gov.au/comlaw/Legislation/Actl.nst70 [http://www.comlaw.gov.au/comlaw/Legislation/Actl.nst70]) OOF719CBD76D57A9CA25747E007DAAD3?OpenDocument) и дополнение к нему Wheat Export Marketing (Repeal and Consequential) Act 2008» (http://www.comlaw [http://www.comlaw]. gov.au/ComLaw/Legislation/Actl.nsf70/469236808D33C897CA2 5747E007DD4F5? OpenDocument)).

В соответствии с этими нормативными документами, учреждалась новая государственная организация - Агентство экспортеров зерна Австралии (Wheat Exports Australia), входящая в структуру министерства сельского, рыбного и лесного хозяйства и призванная заниматься реализаций Схемы аккредитации экспортеров, занятых в сфере поставок зерна навалом - Wheat Export Accreditation Scheme (WEAS) (http://www.comlaw.gov.au/ComLaw/Legislation/Legislative [http://www.comlaw.gov.au/ComLaw/Legislation/Legislative]

Instrumentl.ns£/0/F1556AA3FlADCC77CA257478001C5358/$file/F2008L02313.pdf)-По этой схеме, компании, прошедшие аккредитацию, получали право самостоятельно заниматься экспортом зерна навалом.

Деятельность новой организации финансируется за счет сборов от подачи заявок (Accreditation application fee - 13299 австр. долл.) и платы за экспорт зерна (Wheat export charge - 0,22 австр. долл. за 1 т.). Полномочия Агентства распространяются на регулирование экспорта зерна из Австралии через WEAS, аккредитацию австралийских экспортеров зерна, контроль за их деятельностью посредством анализа ежегодной отчетности, оценку и мониторинг эффективности работы схемы.

Для получения аккредитации экспортер должен не находится под внешним управлением, пройти тест на предоставление свободного доступа другим экспортерам к имеющимся в его распоряжении портовым терминалам, иметь достаточные финансовые ресурсы, успешную бизнес историю за последние пять лет, действующую систему управления рисками, демонстрировать приверженность соблюдению национальных и международных законов, санитарных и фитосанитарных норм и международных санкций. Экспортером может быть только компания или кооператив и лишь при условии, что они зарегистрированы, как торговая корпорация.

Интерес представляет обязательное требование на предоставление свободного доступа другим экспортерам к имеющимся в его распоряжении портовым терминалам. В соответствии с этим положением, экспортер, имеющий в своем распоряжении или управляющий зерновым портовым терминалом в Австралии (непосредственно или через свою дочернюю фирму), обязан предоставить (или обеспечить предоставление его дочерней фирмой) свободный и равный доступ другим аккредитованным экспортерам зерна. Такой экспортер обязан публиковать на своем интернет-сайте ежедневную информацию о расписании погрузок судов, объемах их загрузок и датах окончания этих грузовых операций.

Аккредитация рассматривается индивидуально и выдается на срок до трех лет, в зависимости от объемов экспорта и опыта работы экспортера.

С начала ввода в действие этой схемы по 30 сент. 2009г. в Австралии было аккредитовано 24 экспортера сроком до 30.09.2009. Один экспортер отозвал свою аккредитацию. После истечения срока 4 экспортера продлили свою аккредитацию до 30.09.2011 и 18 экспортеров - до 30.09.2012.

С 1 окт. 2009г. введено новое требование, в соответствии с которым экспортеры, имеющие портовые терминалы, также должны получить разрешение Австралийской комиссии по конкуренции и потреблению (The Australian Competition and Consumer Commission (ACCC)). Этим требованиям к настоящему времени удовлетворяют три аккредитованных экспортера.

Первые результаты работы новой схемы показали, что Австралия успешно начала реформу рынка торговли зерном. Так, в первый год работы на внешний рынок успешно вышли 17 экспортеров с общим объемом экспорта 12,3 млн.т. заменившие единого монопольного экспортера.

С 1 июля 2008г. экспорт зерна в мешах и в контейнерах не регулируется и осуществляется без каких-либо ограничений кроме соответствия существующим санитарным и фитосанитарным нормам (устанавливаются Австралийской карантинной службой) и требований австралийской таможни. За период с 1.10.2008 по 30.09.2009 объем такого экспорта составил 2,4 млн.т., что эквивалентно 16% всего австралийского экспорта зерна за тот период.

Правительство страны, осознавая, что новая схема потребует времени на адаптацию и помощи новым экспортерам во вхождении в новые условия работы, в т.ч. финансовых вливаний, предусмотрело выделение 9,3 млн. австр. долл. на трехлетний период в рамках оказания содействия местной промышленности.

Пакт финансовой помощи включает в себя средства на первоначальное финансирование деятельности Агентства экспортеров зерна Австралии, внедрение системы информационного обеспечения производителей зерна, разработку и популяризацию Кодекса поведения в этой индустрии и программу грантов (Wheat Export Technical Market Support Grants Program).

Программа грантов предполагает выделение в размере до 600 тыс. астр, долл. в период трех лет (по 200 тыс. каждый год) для оказания содействия экспортерам страны в развитии поставок зерна как навалом, так и в мешках и контейнерах за границу. При этом экспортер получает возможность доступа к финансовой помощи в размере до 60 тыс. австр. долл. на проведение маркетинговых действий по выходу на новые рынки сбыта зерна.

Во время первого этапа реализации этой программы в течение 2008/9 фин.г. девять экспортеров из штатов Новый Южный Уэльс, Виктория и Квинсленд получили в общей сумме более 180 тыс. австр. долл.

В период реализации второго этапа (2009-2010 ф.г.) помощь в 150 тыс. австр. долл. получили шесть экспортеров из штатов Новый Южный Уэльс, Виктория, Квинсленд и Западная Австралия.

За помощью в рамках третьего этапа (по состоянию на фев. 2010г.) обратились три поставщика.

Кодекс поведения зерновой индустрии Австралии - The Australian Grain Industry Code of Conduct (http://www.nacma.com.au/__data/page/446/Code__of [http://www.nacma.com.au/__data/page/446/Code__of]__ Conduct_November_2009.pdf) был разработан и принят в нояб. 2009г. Он предназначен для проведения в жизнь лучших вариантов практики ведения бизнеса в этой индустрии, и представляет собой набор правил, понятий, обязательств, стандартов и принципов, которые принимают добровольно участники зернового рынка Австралии.

Торговля зерном в Австралии осуществляется на основе набора стандартов и типовых контрактов, которые позволяю! покупателям зерна быть уверенными в качестве продукции и условиях сделок по его покупке, а поставщикам -ориентироваться на качественные параметры их продукции и соответствующие цены. Кроме этого, имеются торговые правила ведения сделок с зерном. Всеми этими вопросами занимается Ассоциация производителей зерна - Grain Trade Australia (http://www.nacma.com.au [http://www.nacma.com.au]) aboutjnacma), объединяющая более 250 организаций, фирм и компаний, занятых в сфере зернового бизнеса. Более 95% объемов австралийского зернового сектора подпадают под действие разработанных Ассоциацией стандартов, типовых контрактов и торговых правил.

Правительство Австралии создает благоприятные условия для австралийских экспортеров через переговоры в рамках ВТО. Оно выторговывает лучшие рыночные условия и возможности через заключение двусторонних соглашений о свободной торговле в части снижения тарифов и барьеров.

Правительство также играет роль в регулировании санитарных, фитосанитарных и продуктовых норм безопасности в отношении импорта и экспорта этой продукции через следующие организации:

• Австралийская карантинная служба (Australian Quarantine and Inspection Service) проводит работу в области карантина растений, уменьшения риска завоза в страну инородных паразитов и инфекций, могущих нанести вред сельскому хозяйству страны;

• организация Biosecurity Australia оценивает возможные риски для австралийского животного и растительного мира и вырабатывает рекомендации по их защите от внешних угроз заражения. Также она оказывает содействие в продвижении австралийского зерна на международный рынок;

Австралийское национальное отделение Международной комиссии по разработке Кодекса по продуктам (International Codex Alimentarius Commission) продвигает интересы австралийских экспортеров в этой международной организации, отвечающей за разработку международных стандартов в пищевой промышленности;

• Австралийское национальное отделение Международной конвенции по карантину и защите растений (International Plant Protection Convention) обеспечивает интересы Австралии в этой организации.

Агентство по развитию торговли Австралии помогает устанавливать и развивать взаимовыгодные торговые отношения с иностранными партнерами.

В Австралии в отношении других видов зерна (ячмень, сорго, овес, люпин, бобовые культуры) действует принцип дерегулирования рынка, т.е. торговля осуществляется без каких-либо ограничений, так же как в случае с торговлей пшеницей, поставляемой в мешках или контейнерах.

 

 

17.11.2010, 1833 просмотра.

При поддержке